Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку следующих персональных данных:
URL страницы; реферер страницы; заголовок страницы; браузер и его версия; операционная система и ее версия; устройство; высота и ширина экрана; версия Flash; наличие Cookies; файлы Cookies;
в целях: общения с субъектом c использованием телефонной связи и других видов связи; идентификации субъекта; идентификации устройства субъекта; обеспечения функционирования сайта.
Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт!
|
Асимметрия лица, головы и черепа человека30 сентября 2010 - четверг В живой природе, как и в материальном мире вообще, не существует ни абсолютно симметричных, ни абсолютно асимметричных объектов. Этот принцип строения материи касается всех ее составляющих: космоса, энергии, физики, химии, биологии, клетки, атома, электрона, кванта. В любом объекте всегда существует единство симметрии и асимметрии. Человеку, как и позвоночным животным, билатеральная симметрия тела в виде парности органов или наличия правых и левых половин одиночных частей и органов. Но биологический принцип билатеральной симметрии живых организмов не проявляется с математической точностью в связи с неравномерностью развития или функции, и выражается в виде преобладания размеров одной из половин. Ярким примером асимметрии является право- и леворукость. Существует свыше двадцати пяти теорий происхождения асимметрии – от влияния кориолисова движения Земли, до влияния временных факторов или профессиональных привычек. У человека асимметрии проявляются в виде морфологических (строение, размер, пропорции и др.) и функциональных различий: моторных (движение), сенсорных (зрение, слух, осязание, обоняние) и психических. Морфологические асимметрии черепа отмечаются уже во внутриутробном состоянии, а функциональные (в виде право- и леворукости) – у детей 4-9 месяцев, при появлении у них произвольных, целенаправленных движений. Этот вид асимметрии связан с функциональной асимметрией полушарий головного мозга и присущ только человеку. У животных процент «право-» и «леволапых» одинаков. Величина асимметрии отчетливо коррелирует со степенью функциональной активности элементов человеческого тела – более активные и подвижные части тела проявляют большую асимметрию. Так, верхние конечности человека более асимметричны по сравнению с нижними, а нижняя челюсть, как подвижная часть лица, характеризуется большей асимметрией по сравнению с неподвижной верхней челюстью. Эти факты указывают на функциональную направленность асимметрии. Морфологические и функциональные изменения, происходящие вследствие различных причин внутреннего и внешнего характера, создают односторонние различия формы лица, которые в пределах физиологической асимметрии являются выражением индивидуальных особенностей личности. Условную границу между индивидуальной (физиологической) асимметрией и начальной стадией патологической (требующей коррекции) на практике определить трудно, тем более, что мягкие ткани лица до определенного времени скрывают неравномерности развития лицевого скелета. Вариации строения черепа и лица человека, превышающие в объеме естественные отличия правой и левой половин в существенных величинах, считаются деформациями. Условными пределами этого различия принято считать 3-5 градусов (в угловых величинах) и 2-3 мм. (в линейных). Факт асимметрии во внешнем строении лица и тела человека был известен еще древним художникам и ваятелям античного мира, и использовался ими для придания выразительности и одухотворенности их произведениям. Однако, не во все времена асимметрия в изобразительном искусстве признавалась правилом. Известно, что греки добивались таких успехов в пропорционировании тела, что одну и ту же скульптуру из двух отдельных половин могли создавать разные мастера. При соединении этих половин, они настолько подходили друг к другу, что казались произведением одного скульптора. Поборники асимметрии считали, что она оживляет лицо, придает ему большую обаятельность, выразительность, своеобразие и красоту. Асимметрия лица статуи Венеры Милосской, созданной древнегреческим скульптором, выражается смещением носа вправо от средней линии, в более высоком положении левой ушной раковины и левой глазницы и меньшим расстоянием от срединной линии левой глазницы, чем правой. Между тем, сторонники симметрии критиковали несимметричность форм этого общепризнанного эталона женской красоты, полагая, что лицо Венеры было бы гораздо красивее, если бы оно было симметричным. Обширные исследования, проведенные на нескольких тысячах черепов парижским офтальмологом Либрейхом, обнаружили, что асимметрия сказывается большей частью в том, что правая скуловая кость и нижняя половина верхней челюсти являются сдвинутыми вправо, вследствие чего нижний край орбиты справа имеет более поперечное направление, а слева оказывается более покатым кзади; правая собачья ямка является более глубокой и узкой; зубы верхней челюсти, также как и нижняя часть перегородки носа, сдвинуты вправо. Отмечено, что левая половина мозгового черепа больше правой. Доказательством наличия асимметрии нормального человеческого лица служит метод создания изображения одного и того же лица из двух левых и двух правых половин. Таким образом, создаются два дополнительных портрета с абсолютной симметрией, но значительно отличающихся от оригинала и их следует считать парадоксальными (рис. 1).
Многочисленные измерения параметров лица у мужчин и женщин показали, что правая его половина по сравнению с левой, имеет более выраженные поперечные размеры, что придает лицу более грубые, мужественные черты, присущие мужскому полу. Левая половина лица имеет более выраженные продольные размеры, без грубых боковых очертаний, что придает ему мягкость, плавность линий и женственность. Этот факт объясняет преимущественное желание лиц женского пола позировать перед художниками левой стороной лица, а лиц мужского пола – правой. Неверно считать симметрию лица непременным условием его красоты. Для оценки красоты лица важна совокупность признаков и небольшая асимметрия, присущая лицам всех национальностей и не умаляющая достоинств портрета. С полным основанием можно сказать, что нет ни одного лица с абсолютной симметрией правой и левой половин. Таким образом, общепризнанным является факт асимметрии лица, выражающийся неравнозначностью правой и левой половин, одна из которых, как правило, шире и выше, другая – уже и ниже. Причиной такой асимметрии, в большинстве случаев, является неравномерность элементов костного черепа, а на лице ее усиление объясняется специфичностью мимики (физиологическая асимметрия). Ее проявления имеют закономерный характер: если одна половина более высокая, то она же и более узкая. В этом случае бровь расположена выше, чем на противоположной, более широкой половине лица, глазная щель крупнее. Носогубная складка на этой стороне лица более выражена, более прямолинейна. Правая половина лица, как правило, крупнее левой, резче выступает, выражает мужественность. Левая же половина в целом мягче, отражает черты женственности. Привычная на лице несимметричная улыбка, искривлена в сторону широкой половины. При неравномерном смещении бровей, активнее и выше поднимается бровь на узкой стороне лица. Присущая человеку мимическая асимметрия лица объясняется различием иннервации и проявляется особенностями мимики. Функциональная асимметрия лица зависит от функциональной асимметрии мозга и выражается у праворуких более активной выразительностью левосторонней мимической мускулатуры (при полуулыбке растягивается, как правило, левая половина ротовой щели, а при подмигивании – работает левый глаз). Однако, криминалистами установлено, что при односторонней улыбке участвует преимущественно более широкая половина лица, а привычное поднятие одной брови осуществляется на более узкой стороне лица. Разжевывание пищи (при здоровых зубах) осуществляется функционально-доминирующей стороной. В речевом акте правая половина рта более активна у 86% правшей и у 67% левшей. Все асимметрии человека подразделяются на статические (пропорции, размеры, вес, объем и т.д.) и функциональные: моторные (двигательные), сенсорные (чувствительные) и психические (чувственные). Среди асимметрий лица, кроме органических, рассматриваются и имеют практическое значение два вида. Первый – неодинаковая способность половин лица отражать эмоциональное состояние человека. В этом вопросе нет единства мнений. Одни исследователи полагают, что у большинства людей правая половина лица превосходит левую по выразительности и больше, чем левая, сходна со всем лицом. Другие (и их большинство) признают более эмоциональной левую половину лица, а фотографии, составленные только из левых половин признавались всеми профессиональными экспертами более эмоциональными, более энергичными, активными. Правосторонние фотографии оценивались как более слабые, мягкие, положительные. Левая половина лица левшей в улыбке выглядит более веселой, чем правая – относительно печальная в спокойном состоянии. У правшей более грустными и счастливыми признавались лица на фотографиях, составленных их правых половин. Второй вид асимметрии лица относится к движениям глаз, несущих сенсорно-двигательную функцию. При осмыслении вопросов, требующих вербального осмысления и размышления или математических, логических операций, глаза большинства людей направляются вправо. При выполнении зрительно-пространственных и музыкальных задач и восприятии музыки, ритмических звуков природы – влево. Эмоциональные обращения к испытуемым чаще вызывают левостороннее движение глаз, а положительные эмоции – вправо; страх – влево. Люди с преимущественными правосторонними движениями глаз, чаще специализируются на точных науках и меньше употребляют в своих ответах прилагательные. Боковые движения глаз не возникают, если вопрос для человека прост или уже готов. Ведущий глаз первым устремляет взор к предмету, второй (не ведущий) направляет зрительную ось на точку фиксации ведущего глаза; в ведущем глазе раньше включается механизм аккомодации. Ведущий (по прицельной способности) правый глаз чаще отмечается у праворуких, а левый – у 40% леворуких. У правшей с правым ведущим глазом ориентировка лучше, чем у праворуких с левым ведущим глазом. Функциональная асимметрия касается и слуха, как средства общения человека через речь. Преобладание левого уха, при исследовании аудиометром, отмечается у 50% людей, правого – у 7% и в 43% случаев они равнозначны. Преимущество правого уха в различении речевых звуков называют «эффектом правого уха», а «эффект левого уха» проявляется в лучшем восприятии неречевых звуков – музыкальных, ритмических и интонационных, а также эмоциональных речевых (радость, горе, гнев, страх, признание в любви и т.д.). В силу ряда биологических, национальных, исторических, географических и социальных факторов лицо каждого человека отличается индивидуальной выразительностью. Из миллиардов людей, живущих на Земле, нельзя встретить абсолютно одинаковые лица. Даже устойчивые расовые и национальные параметры лица приобретают определенные вариации комбинационных признаков. Под влиянием психических процессов происходят мимические реакции, различающиеся различной динамичностью. Неповторимое разнообразие лиц, их качественная специфичность издавна привлекали внимание художников и скульпторов, способных «читать» эмоциональное состояние по выражению лица. Скульптура, портрет, описание лица в художественных произведениях всегда свидетельствуют о степени одаренности автора, отражают его умение правильно подметить, воспринять и зафиксировать мимику. Леонардо да Винчи, благодаря знанию анатомии, гениально угадывал связь эмоционального состояния человека с характером его мимики. Врача объединяет с художниками постоянная готовность следить за оттенками выражения лица. Ответственность за жизнь больного обязывает его видеть не только внешнюю форму, но и направление линий, размеры частей, проекцию естественных отверстий на лице и другие факторы. Нюансы мимики, выражение глаз, нарушение пропорций в ансамбле лица заслуживают подробного анализа и специального изучения. Возможность геометрически измерять, отображать и моделировать объекты материального пространства, позволяет объяснить происхождение билатеральной асимметрии у органических форм и становление образности у объектов живой природы. До сих пор дискутируется вопрос о доминирующем направлении асимметрии лица. Отсутствует единство и в вопросе о том, какие части лица проявляют наибольшую, а какие наименьшую асимметрию. Однако, доказано неравенство правой и левой половины лица в отражении эмоциональных состояний. Исследователи морфологически разделяют лицо на три зоны, каждой из которых приписывается одна из трех характерных черт. Лоб и выражение глаз способны отражать интеллект; середина лица (область носа и губ с богатой мимикой) демонстрирует чувственное состояние, а нижняя треть лица (подбородок) выражает волю, энергию и активность. Существует мнение, что правая половина лица отражает ум, а левая является выражением эмоций. Отмечается лучшая развитость мимической мускулатуры и большая выразительность мимических движений правой половины лица у правшей, левой – у левшей. В криминалистике существует понятие биологической диссиметрии лица. Правый тип имеет более высокую и узкую правую часть лица и более широкую и низкую левую. Левый тип характеризуется обратными соотношениями. Различное значение (эстетическое, функциональное, психологическое и физиогномическое) и восприятие правой и левой половин лица объясняет преимущественное желание лиц женского пола позировать перед художниками и фотографами левой стороной лица, а лиц мужского пола – правой. Этот факт был проверен нами на 820 портретах (320 женских и 500 мужских) известнейших мастеров живописи до начала ХХ века. В 65 % случаев женские лица представлены левой стороной, а только в 35 % - правой; мужчины соответственно – в 55 % правой, а левой – в 45 %. В качестве ярких иллюстраций можно привести портреты: «Джоконда» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи; «Флора» и «Автопортрет с Саскией» Рембрандта; «Портрет молодой женщины» и «Конный портрет Карла V» Тициана; «Голова грации» и «Рождение Венеры» Ботичелли; «Сикстинская Мадонна» Рафаэля ; «Портрет женщины с белокурыми волосами» Рубенса; «Портрет незнакомки» Крамского; «Пряха» и «Кружевница» Тропинина»; «Портрет Папы Инннокентия Х» Веласкеса; «Портрет А.С.Пушкина» Кипренского; «Девочка с персиками» Серова. Таким образом, в изобразительном искусстве имеет место проявление асимметрии лица, как отражение природной красоты, нежности и обаяния у женщин, с одной стороны, и внутренней силы, стойкости и мужества у мужчин, с другой. |
|
|