Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку следующих персональных данных:
URL страницы; реферер страницы; заголовок страницы; браузер и его версия; операционная система и ее версия; устройство; высота и ширина экрана; версия Flash; наличие Cookies; файлы Cookies;
в целях: общения с субъектом c использованием телефонной связи и других видов связи; идентификации субъекта; идентификации устройства субъекта; обеспечения функционирования сайта.
Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт!
|
Лицо человека - секреты красоты29 сентября 2010 - среда Лицо представляет собой отдел головы человека, расположенный от волосистой части до подбородка и ограниченный с боковых поверхностей височно-ушной и щечными областями. С топографической точки зрения в лице выделяют несколько зон: лобную, надглазничную, ушно-сосцевидную, глазную, подглазничную, скуловую, носовую, верхне- и нижнегубную, ротовую, щечную и подбородочную. Каждая из этих зон несет определенную информацию не только о лице, но и о его владельце. В области лица сосредоточены важнейшие и сложнейшие органы чувств, а также различные виды чувствительной иннервации, начиная с оптической системы и заканчивая тактильной чувствительностью. Голова и особенно лицо отличаются сложной анатомической структурой костных и мягких тканей, необыкновенным богатством разнообразия их форм. Множество физиологических процессов, протекающих в органах и тканях лица, наглядно проявляются в его выражениях. По нему легко определить настроение и переживания человека. Грусть и радость, запечатленные в глазах, скорбь и вдохновение, застывшие на лице, выразительная мимика отражают душевное состояние человека. Этим свойством обладает только лицо, способное создать определенное представление не только о характере человека, но и о его внешности своей статикой и динамикой. Частым способом пластического улучшения внешности была деформация черепа. В бронзовом веке, да и в более поздние времена, новорожденным девочкам туго перевязывали голову, в результате чего их череп с возрастом в процессе роста вытягивался. Ярким примером служит деформированный череп знаменитой древнеегипетской красавицы царицы Нефертити. Весьма популярной и в настоящее время в некоторых африканских племенах существует традиция деформировать нижнюю челюсть, непомерно вытягивать нижнюю губу с помощью тяжелого металлического диска или изменения формы ушей у женщин. С этой целью с помощью тяжелых серег в виде колец и других предметов очень сильно вытягивались мочки. Остается популярным у некоторых народностей ритуальное шрамирование лица у мужчин – нанесение на щеки и лоб глубоких порезов, оставляющих грубые рубцы после заживления. Традиционные представления о красоте сохраняют и по сей день любительницы разнообразного пирсинга не только Африки, применяя многочисленные проколы деревянными или костяными иглами щек, бровей, носов, но и современные европейские модницы, украшая не только лицо, но и другие части тела ювелирными и нетрадиционными украшениями. «Лицо знает природу человека»,- утверждали древние. А академик Анохин писал: «Красота человеческого лица, его искрящаяся индивидуальность, разнообразные проявления его выразительной игры являлись источником вдохновения во все времена и у всех народов…Существуют замечательные памятники скульптуры и художественные произведения, увековечившие лицо человека во всем его разнообразии». Для иллюстрации можно привести меткое, острое и выразительное описание Н.В.Гоголем «красоты» лица характерного персонажа «Мертвых душ» – Собакевича. «Известно, что на свете есть много лиц, над отделкой которых природа недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов: как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со всего плеча, хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула – глаза и не обскоблив пустила на свет, сказавши: живи!» Ответить на вопрос: «Что же такое красота лица?» однозначно невозможно. Еще Аристотель признавал красоту как объективное качество явлений и предметов: «Прекрасное – и животное и всякая вещь, - состоящее из известных частей, должно не только иметь последние в порядке, но и обладать не какою попало величиной: красота заключается в величине и порядке…». Рассматривая человека как неделимое целое, Платон признавал объективность красоты, и показал ее структуру, отведя определенное место красоте тела человека. Древние греки в качестве универсальных признаков красоты признавали меру, гармонию, пропорции, симметрию и ритм, поскольку они отражали пространственно-временную структуру окружающего мира, построенную по законам симметрии и асимметрии, пропорциональности и диспропорции, ритма и аритмии. Это позволяло им по законам красоты создавать прекраснейшие архитектурные ансамбли и великолепные канонические статуи и картины. Архитекторы и художники, скульпторы и врачи, поэты и музыканты делом утверждали открываемые законы прекрасного, выражая внутреннее содержание через внешние формы. Обнаруженные ими существенные признаки красоты и выработанные общие принципы ее познания и создания оказали большое влияние на все последующее развитие эстетических теорий. «Главное условие красоты – гармоничная соразмерность ее частей и целого. Если параметры частей лица соизмеримы между собой и со всем лицом, а также с туловищем, они создают величие пропорций. Если формы, создаваемые этими параметрами, мягки, легки и пластичны, они создают красоту форм. Когда параметры и признаки лица согласованы между собой и со всем лицом, они производят впечатление гармонии. Достигается это благодаря симметрии и асимметрии, единству и контрасту форм, объемов, цвета. Чередование отдельных элементов и наличие неповторимых признаков придает лицу ритм и динамизм, неповторимую эмоциональную выразительность и индивидуальность гармонии.» ( В.А.Переверзев, 1979 г. ). «Красота есть строгая соразмерная гармония всех его частей…»,- утверждали древние римляне и определяли красоту мерой и гармонией, симметрией и пропорциями. Это позволило им открыть в строении человеческого лица и тела «принцип золотого сечения», названного ими «божественной пропорцией». В отличие от предшествующего средневековья, эпоха Возрождения подарила миру термин «грация», под которым понималась не только статическая красота, а красота в динамике. Верхнюю часть лица, соответствующую мозговой зоне головы называют еще мозговой или церебральной. Среднюю часть, соответствующую началу дыхательного тракта – респираторной или дыхательной, а нижнюю, соответствующую жевательному аппарату – дигестивной или пищеварительной. В древнем Китае верхнюю часть лица считали небесной, среднюю относили к человеку, а нижнюю – к земле. В этом состояла концепция триединства неба, человека и земли, являющаяся основой традиционной китайской философии и культуры. Гармоничность этих частей лица служила основой искусства предсказания судьбы по лицу, причем, верхняя часть соответствовала судьбе детства, средняя – зрелым годам, а нижняя – старости. Идеалом считалось равенство этих частей по высоте. Такое разделение лица на три части применяется до сих пор всеми физиогномистами и исследователями и послужило основой для определения типов лица в зависимости от преимущественного развития той или иной части (рис. 1).
Так, сильно развитая лобная и черепная часть головы явилась основой выделения трапециевидной формы головы с основанием вверху. Преобладание нижней части с хорошо развитым жевательным аппаратом придает лицу также трапециевидную форму, но с основанием внизу .
Благоприятной верхняя часть лица считается при широком, гладком и высоком лбе, слегка выступающим, с красивыми бровями. Неблагоприятным считается узкий и низкий лоб, с множеством морщин и некрасивыми бровями. Средняя часть с чистыми проницательными глазами и прямым удлиненным носом считается в физиогномике хорошей. Благоприятную нижнюю часть характеризует четко очерченный рот, с умеренно выраженными скулами и щеками, и продолговатым крепким подбородком. Анатомы и антропологи подразделяют лица в зависимости от соотношения широтных и высотных размеров головы, а физиогномисты по сходству с геометрическими фигурами. Какую же информацию о человеке несет форма его лица?
Изложенные физиогномические характеристики никогда в полной мере не соответствуют форме лица, а представляют собой комбинацию черт из двух и более типов. Ведущим признаком чаще выступает главенствующая часть лица – лоб, брови, глаза, нос, губы, подбородок и уши, о которых речь пойдет ниже. По форме лица различаются не только в анфас, но и в профиль, который своими «впадинами» и «холмами» напоминает земной рельеф.
В зависимости от «ландшафта» индивидуум проявляет те или иные черты характера. Рельефное лицо («порожистая река») характеризуется резкими очертаниями, но обладатели таких лиц отличаются общительностью и могут быть очень милы. Лица с крупными и слишком выразительными чертами («большой каньон») чрезвычайно добродушны, открыты, веселы, но обидчивы при шуточках в адрес их внешности (Сирано де Бержерак, Н. В. Гоголь, Депардье и Бельмондо). Каждый человек подсознательно или осознанно непременно знает достоинства своего лица, как и недостатки отдельных его частей. Это обстоятельство накладывает свои отпечатки на характер человека и невольно помогает опытным физиогномистам (а иногда и гадалкам) предсказывать его будущее и судьбу. Типы лица находятся в теснейшей связи с типами характера и типами высшей нервной деятельности.
|
|
|